Почему в компании бардак? Никто не хочет брать ответственность? Проявлять инициативу? Почему, чтобы что-то сдвинулось, нужно вмешательство директора или собственника? И главное, как это исправить?
Причины хаоса в управлении бизнесом
Причины бардака в бизнесе:
- Ясность - сотрудники не имеют четкого, простого представления о том, в чём заключаются цели или приоритеты компании, их подразделения, рабочей группы
- Приверженность - сотрудники не связывают себя с этими целями.
- Перевод на язык действий - сотрудники не знают, что лично им следует делать для достижения главной цели компании.
- Возможности - сотрудники не имеют реальных полномочий. Они лишены права совершить ошибку.
- Синергия - сотрудники не чувствуют себя частью целого организма. Плохо находят общий язык, у них не получается работать сообща.
- Подотчетность - сотрудники регулярно не отчитываются друг перед другом.
Как исправить? Что делать?
И как всегда, главный вопрос: "Что делать? Как повысить управляемость и устранить бардак?"
Эти задачи решает комплексная систематизация бизнеса.
- Миссия и Ценности помогут сплотить коллектив и нацелить его на трудовые подвиги. Создать команду единомышленников.
- Цели и стратегия дадут ясность каких результатов и какими способами будет достигать компания.
- Оргструктура поможет распределить и делегировать ответственность, предоставив нужные полномочия и право на ошибку.
- KPI сфокусирует на ключевых результатах.
- Финансы дадут ясность по эффективности деятельности.
- Стратегии подразделений прояснят цели и пути их достижения в каждом отдельном подразделении.
- Система взаимодействия создаст единое информационное поле, циркуляцию информации и сбор обратной связи.
- И так далее.
Представьте, что у вас на включенной газовой плите стоит сковорода. Она уже раскалилась докрасна. Чтобы её остудить, вы экстренно заливаете её холодной водой. На время это помогло. Но вода постепенно испарилась и сковорода снова раскалена. Бесполезно её снова заливать водой. Проблема вернется. Здесь нужно выключить под ней газ.
Точно так и в управлении бизнесом! Затыкание управленческих дыр там, где рвется, надолго не поможет! Нужен комплексный подход. Не тушить пожары. А создавать новую систему, взамен устоявшейся старой.
Систему, которая позволит и дальше развивать бизнес, выкинув устаревшую, которая свои возможности исчерпала.
Как понять, нужна ли систематизация?
Для этого, для начала, нужно посмотреть на бизнес комплексно. Выдернуть себя из ежедневной текучки. Из рутины, которая с головой поглощает собственников. И постараться подняться и сверху увидеть весь лес за деревьями. Комплексно посмотреть на бизнес, на его проблемы.
Как минимум, просто прорисуйте от руки организационную структуру как она у вас есть сейчас. Возьмите лист бумаги А4 и нарисуйте себя и всех сотрудников компании. Проведите линии руководящих взаимодействий. У вас примерно получится такая схема.
Будьте честны. Не идеализируйте картину бизнеса. Если у вас есть начальник отдела продаж и несколько менеджеров продаж, которые ежедневно с вами контактируют, вы напрямую даете им указания, обсуждаете проблемы, принимаете решения, то не нужно рисовать линию взаимодействия от вас к начальнику и от него к менеджерам. Рисуйте напрямую и к начальнику, и ко всем менеджерам.
Как правило, в несистемном бизнесе, это будет так: один собственник вверху и все сотрудники в прямом подчинении в одну горизонтальную линию под ним. Даже если среди них есть начальники отделов. Все в любом случае будут контактировать и подчиняться напрямую собственнику.
Если вы увидели такую картину, значит ваш бизнес 100% созрел для систематизации. Не затягивайте! Само не рассосётся. Без построения новой системы бизнес не сможет расти дальше. Как сейчас принято говорить, не сможет пробить потолок развития, масштабироваться. Начинайте действовать прямо сейчас!
Успехов на пути систематизации!
С уважением, Александр Шведов, управляющий партнер "Стратегического решения"
Полезные ссылки:
Услуги по систематизации бизнеса
Зачем систематизировать бизнес?