Назад к списку

Систематизация бизнеса – что это? Зачем собственнику систематизировать свой бизнес?

Практически каждый собственник в определенный момент задумывается о систематизации бизнеса. Бывает причина в стагнации бизнеса. Но бывает и по-другому. Вроде все позитивно, бизнес и выручка растут, вас уже замечают на рынке, штат растет, появляются руководители отделов, подразделений. Собственник ожидает что ему станет легче, а бизнес эффективнее, но результат почему-то обратный. Он чувствует, что что-то в бизнесе не так, а вот что именно, даже до конца не понятно. Есть ясное понимание, что всё держится исключительно на нем. И даже при полной его вовлеченности, действующая система управления работает все хуже. И уже очевидно, её нужно менять. Нужно систематизировать бизнес. 


Что такое систематизация бизнеса

Давайте для начала поймем, что такое систематизация бизнеса. Нужна ли вам, как собственнику бизнеса? Проведем прямо сейчас простой тест. Представьте, что вы завтра утром улетаете отдыхать на Алтай. Предупредить на работе никого не успели. Смогли только отправить генеральному директору (если это не вы) или своему заму (если вы являетесь собственником и генеральным директором в одном лице) SMS о том, что вернетесь через месяц и все это время будете недоступны по любому виду связи. Представили? 

Теперь смоделируйте. Что будет происходить в ваше отсутствие? В первые дни, через неделю? Напоминаю, связаться с вами не может никто. Подумайте, есть ли у руководителей и сотрудников задачи, цели на месяц и более? Каждый ли сотрудник понимает, что нужно делать? А главное, какие должны быть в конце месяца его результаты? Или нет? Смоделировали? 

Теперь подумайте о том, что вы обнаружите, вернувшись через месяц? Какие будут итоги: 

  • компания увеличила прибыль;
  • ничего не изменилось, компания работает на прежнем уровне;
  • коммерческие показатели упали, выручка снизилась, половины сотрудников на рабочих местах нет, дисциплина неудовлетворительная, еще чуть и компания окажется на грани краха. 
Какой из трех вариантов ваш? Выбрали? Хорошо.

Теперь усложним вводные. Вы с собой в поездку взяли ГД (генерального директора), КД (коммерческого директора), финансового директора и директора производства. И вот при таком раскладе, если через месяц у вас прибыль выросла, бизнес стабильно работает и развивается, то ваш бизнес системный. У вас выстроена саморазвивающаяся система

Получается систематизация бизнеса – это то, что делает бизнес бизнесом. То есть бизнес работает без ежедневного участия собственника, без ручного управления, когда собственник выступает головой, а все остальные руками, которые делают только то, что сказала голова. 

В противном случае, скорее речь о самозанятости, неважно что в компании работает от 15 до 100 и более сотрудников. Без ежедневного ручного управления собственником она рассыплется как карточный домик в ураган. В такой компании, разнообразные попытки улучшить ситуацию отдельными инструментами, такими как CRM, KPI, автоматизация бизнес-процессов результата не дают. 

Чем характерна такая компания? Собственник погряз в рутине, он работает больше и дольше всех, без него не решается ни один незначительный вопрос, телефон раскален добела. При этом руководители подразделений не перегружены, вам просто не хватает времени на них, постоянно сдвигаете назначенные встречи-отчеты. В почте куча непрочитанных писем. В кабинете очередь из желающих получить команду, что делать. 

Картина бизнеса фрагментарна, вы уже не видите ее целиком. Куда движется компания, какие цели, насколько она эффективна? Постоянно тушите пожары, времени на устранение причин пожара не остается, да и непонятно, как это сделать.Появляется выгорание. Вы не понимаете почему сотрудники безынициативны, не берут ответственность на себя, ведь это так просто! При этом, как ни парадоксально, многое держится на ключевых сотрудниках. Вы их боитесь потерять. А уход всего одного, негативно влияет на весь бизнес. 

Я сталкивался с компаниями, которые вырастали до 40-50 сотрудников, несколько топ-менеджеров увольнялось, и в компании начинался коллапс, она уменьшалась до 8 сотрудников. Оставшиеся переезжали в один кабинет с собственником, и бизнес снова начинал расти, дорастал до прежних 40-50 сотрудников и опять коллапс и откат. Почему? 

У собственника был классный продукт, он знал, как его делать и продавать, но он не умел организовывать и систематизировать растущий бизнес. Это очень яркий пример. Чаще отката не происходит, компания как бы замирает в развитии. Оставаясь примерно на одном уровне годами. Часто этот этап предприниматели называют потолком развития, который не удается преодолеть. 

Когда и для чего нужна систематизация бизнеса

Комплексная систематизация бизнеса – тот инструмент, который позволит пробить этот потолок. Ведь почему так происходит? Просто бизнес вышел на новый уровень. А методы управления остались прежние. Представьте, что ребенок вырос и перешел из детского сада в школу, но продолжает вести себя как в детском саду, играет в игрушки, устраивает посреди уроков тихий час, домашнее задание не делает. Нонсенс, скажите вы? Верно, но тогда логично чтобы и бизнес, перейдя на новый уровень развития, изменил систему управления

Если ранее у собственника всего было 5-7 сотрудников, управлять напрямую не составляло труда. На стадии стартапа это вполне оправданный и даже чаще всего самый оптимальный вариант. Но когда в компании уже 5-7 руководителей, а всего штат 30 человек, система управления кардинально меняется. Должна во всяком случае измениться. 

Именно поэтому не нужно сражаться с текущей системой, пытаясь улучшить её отдельные части. А нужно создавать новую систему, учитывающую все вопросы организации растущего бизнеса


Подытожим. Систематизация – это создание такой организации бизнеса, когда он работает как бизнес, вез ручного управления собственником. 

Зачем она собственнику? Чтобы он передал ответственность и полномочия сотрудникам, а сам занялся стратегическими вопросами. Вопросами развития. Просто высвободил время на свои личные цели. Перестал выгорать и снова стал получать удовольствие от своего бизнеса, увидел наконец семью, начал развивать новые направления, уделил время своему хобби и так далее (добавьте свой вариант)!

Разве это недостаточная мотивация начать систематизировать свой бизнес?


Желаю развития Вам и вашему бизнесу!  

С уважением, Александр Шведов, управляющий партнер Стратегического решения

Чем могу быть полезен? На базе 30-летнего бизнес опыта, для компаний, численностью от 10 сотрудников, я разработал комплексную программу систематизации бизнеса. С полной поддержкой собственника, состоящей из передачи технологии систематизации, обучения, сопровождения внедрения, индивидуальной поддержки. Я умею это делать и помогу вам систематизировать бизнес. 

Если вы готовы к переменам, к масштабированию и развитию, обращайтесь, буду рад сотрудничеству. 

Услуга систематизации бизнеса

Как собственнику выйти из операционки

Систематизация бизнеса по шагам. Как систематизировать бизнес?