Назад к списку

Лимит отсрочки платежа. Как рассчитать лимит задолженности по отсрочке платежа

Вы договорились с дистрибьютором, оптовиком, сетью об отсрочке платежа за поставленный товар. Сразу возникает два вопроса: срок отсрочки и лимит кредита. Как их определить, чтобы с одной стороны не сдерживать продажи, а с другой не кредитовать развитие клиента по другим направлениям за ваш счет?


Какой срок отсрочки платежа (кредита) по каналам сбыта. Срок отсрочки платежа устанавливается в банковских или календарных днях индивидуально. Но в целом на рынке следующие стандарты. МЕЛКИЙ ОПТ: 10 банковских дней (14 календарных). ДИСТРИБЬЮТОРЫ, ДИЛЕРЫ, ОПТ, HoReCa: 15-30 банковских дней (21-42 календарных). СЕТИ: 30-45 банковских дней (или 42-63 календарных). Поставка "на реализацию" редка, но тоже присутствует - партнер оплачивает только за проданный им товар. 

Если вы производитель - стремитесь отгружать в предоплату, а отсрочку предоставлять на минимальный срок. Все-таки продажа товара - это полученная оплата за него, а не перемещение на склад клиента.

Как рассчитать лимит отсрочки платежа (кредита).  Формула расчета лимита кредита: 

Лимит задолженности по отсрочке платежа = сумма лимитов по группам товаров. Если в ассортименте разные категории, считайте лимиты в разрезе групп товаров. Это исключит перекредитовку одной за счет другой.

Лимит отсрочки платежа по группе товаров = (ОБОРОТ клиента по группе товаров за последние 45 банковских дней / 45) * MAX [(срок кредита клиента в банковских днях) или (45 / количество отгрузок по этой группе товаров в течение 45 банковских дней) ]* Коэффициент развития группы товаров * Коэффициент развития категории клиентов.

Оборот и срок кредита позволяют определить требуемый лимит. Коэффициенты позволяют регулировать кредитную политику исходя из стратегии развития компании, сезонности продаж, тренда рынка и т.д. Коэффициент может быть повышающим, понижающим или равным единице.

Какой взять оборот, если клиент новый? Рассчитайте объем первой отгрузки дистрибьютору. Результат и будет ОБОРОТОМ. Установите фиксированный лимит на фиксированный срок (например на 3 месяца). За это время накопится статистика для автоматического перерасчета.

Внедрите автоматический перерасчет размеров лимитов. Периодичность может быть от ежедневной до 1 раза в несколько месяцев. Учитывайте особенности бизнеса и возможности программы.

Плюсы автоматического расчета лимитов: 1. ПоддЕржите растущих клиентов; 2. УстанОвите адекватные лимиты клиентам, снижающим продажи; 3. Снизите риск возникновения проблемной дебиторской задолженности.

Что еще учесть? 

Устанавливайте лимит кредита на КЛИЕНТА, а не на юридическое лицо. Если у клиента несколько юридических лиц, то реальные обороты - это сумма по всем юридическим лицам.

Предусмотрите возможность ручной установки срока и лимита отсрочки платежа. Бывают случаи, когда экспертно лимит нужно изменить. Установите срок, чтобы автоматически вернуть лимит в русло автоматического перерасчета.

Автоматизируйте напоминания о сроке оплаты. При автоматизации расчетов лимитов, внедрите автоматическое уведомление о наступающем сроке и сумме платежа на электронную почту клиента и вашего менеджера. Этот простой шаг снизит долю просроченной дебиторской задолженности.


Это может быть полезно:
Дистрибьютор или дистрибутор - как правильно?

Как выбрать дистрибьютора? Какие вопросы задать дистрибьюторам?

Развитие b2b продаж