Показатель, который показывает здоровье бизнеса! Всего один! Легко считаемый!
НЕЗАМЕНИМ ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ И ГЕНДИРЕКТОРОВ! Это не маркетинговая замануха. Такой показатель и вправду существует и считается элементарно. Из своих проектов вижу, что к сожалению, собственники в малом и среднем бизнесе практически его не используют.
Как градусник показывает температуру человеческого организма и сигнализирует о болезни, так и "производительность труда" показывает температуру (ЭФФЕКТИВНОСТЬ) организации.
Итак, это ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА!
Как считать? Выручку за месяц делим на количество сотрудников, работавших в компании в этом месяце. Получаем размер выручки на одного работника. Например. Выручка за месяц 600 тысяч рублей. Штат 8 сотрудников. Производительность труда равна 75 тысячам рублей (600 тыс. руб. / 8 чел.).
Далее, анализируем этот показатель в помесячной динамике за несколько лет. Пример на иллюстрации к статье.
Как это работает?
- Если видим, что тренд горизонтальный, то компания остается на одном уровне эффективности. Есть риск проиграть динамично развивающимся конкурентам.
- Если видим, что тренд положительный (кривая растет), значит становимся эффективнее. Смотрим на выручку, она тоже растет? Значит мы становимся эффективнее и растем. Сравниваем прирост выручки со среднеотраслевым. Если опережаем среднеотраслевой, отлично! Значит растет эффективность, выручка и наша доля на рынке!
- Но если видим, что тренд отрицательный, срочно бьем в колокола. Мы становимся менее эффективными! И неважно, что выручка растет. Значит мы раздули штат и стали менее эффективными. Или есть другие причины. Но это точно повод предпринять действия для исправления ситуации!
В чем важность?
Почему именно этот показатель очень важен? Потому что он, как лакмусовая бумажка для собственника бизнеса.
Видим изменения, значит что-то происходит!
Хорошо, если мы понимаем причины (например, на графике иллюстрации статьи, падение зеленой линии совпадает с началом пандемии, это объяснимо, но вот 2019 год к 2018 практически без изменений, эффективность сотрудников не росла, колебания графика связаны только с сезонностью продаж: 2019 год практически повторяет 2018, значит компания целый год не становилась ни на каплю эффективнее - тревожный звоночек).
Но если не понимаем причину колебаний, то углубляемся (детализируем статистику, рассматриваем другие показатели), находим причину.
Для чего?
- Если видим рост - чтобы закрепить и развить положительные решения и действия, послужившие основой роста производительности!
- Если падение, чтобы устранить причины снижения производительности!
Попробуйте! Соберите в таблицу и переведите в график свою производительность за последние три года. Посмотрите на него. У вас точно появится пища для размышлений!
P.S. Конечно не стоит забывать и о других ключевых показателях бизнеса: доходы, расходы, чистая прибыль, маржа в %, и другие, крайне важные для вашего бизнеса (конверсия, активная клиентская база, товарные запасы, их оборачиваемость, АВСХ анализ, возврат инвестиций и т.п.). Но эти показатели более или менее считают многие, а вот с производительностью, как сам вижу из практики, есть пробелы.
Это полезно: