Назад к списку

Показатель производительности труда - для чего собственнику бизнеса?

Показатель, который показывает здоровье бизнеса! Всего один! Легко считаемый! 

НЕЗАМЕНИМ ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ И ГЕНДИРЕКТОРОВ! Это не маркетинговая замануха. Такой показатель и вправду существует и считается элементарно. Из своих проектов вижу, что к сожалению, собственники в малом и среднем бизнесе практически его не используют. 


Как градусник показывает температуру человеческого организма и сигнализирует о болезни, так и "производительность труда" показывает температуру (ЭФФЕКТИВНОСТЬ) организации. 

Итак, это ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА! 


Как считать? Выручку за месяц делим на количество сотрудников, работавших в компании в этом месяце. Получаем размер выручки на одного работника. Например. Выручка за месяц 600 тысяч рублей. Штат 8 сотрудников. Производительность труда равна 75 тысячам рублей (600 тыс. руб. / 8 чел.).

Далее, анализируем этот показатель в помесячной динамике за несколько лет. Пример на иллюстрации к статье. 

Как это работает? 

  1. Если видим, что тренд горизонтальный, то компания остается на одном уровне эффективности. Есть риск проиграть динамично развивающимся конкурентам. 
  2. Если видим, что тренд положительный (кривая растет), значит становимся эффективнее. Смотрим на выручку, она тоже растет? Значит мы становимся эффективнее и растем. Сравниваем прирост выручки со среднеотраслевым. Если опережаем среднеотраслевой, отлично! Значит растет эффективность, выручка и наша доля на рынке! 
  3. Но если видим, что тренд отрицательный, срочно бьем в колокола. Мы становимся менее эффективными! И неважно, что выручка растет. Значит мы раздули штат и стали менее эффективными. Или есть другие причины. Но это точно повод предпринять действия для исправления ситуации!

В чем важность?

Почему именно этот показатель очень важен? Потому что он, как лакмусовая бумажка для собственника бизнеса. 

Видим изменения, значит что-то происходит! 

Хорошо, если мы понимаем причины (например, на графике иллюстрации статьи, падение зеленой линии совпадает с началом пандемии, это объяснимо, но вот 2019 год к 2018 практически без изменений, эффективность сотрудников не росла, колебания графика связаны только с сезонностью продаж: 2019 год практически повторяет 2018, значит компания целый год не становилась ни на каплю эффективнее - тревожный звоночек). 

Но если не понимаем причину колебаний, то углубляемся (детализируем статистику, рассматриваем другие показатели), находим причину. 

Для чего? 

  • Если видим рост - чтобы закрепить и развить положительные решения и действия, послужившие основой роста производительности! 
  • Если падение, чтобы устранить причины снижения производительности! 

Попробуйте! Соберите в таблицу и переведите в график свою производительность за последние три года. Посмотрите на него. У вас точно появится пища для размышлений! 


P.S. Конечно не стоит забывать и о других ключевых показателях бизнеса: доходы, расходы, чистая прибыль, маржа в %, и другие, крайне важные для вашего бизнеса (конверсия, активная клиентская база, товарные запасы, их оборачиваемость, АВСХ анализ, возврат инвестиций и т.п.). Но эти показатели более или менее считают многие, а вот с производительностью, как сам вижу из практики, есть пробелы.


Это полезно:

Систематизировать бизнес

Проведение стратегических сессий

Внедрить KPI