АКБ в продажах означает Активная Клиентская База. АКБ - это количество клиентов, совершивших покупку за определенный период времени. Термин широко распространен и применяется в продажах, торговле, маркетинге, бизнесе. Пример. Вы производитель. За месяц у вас купили товар 200 дистрибьюторов и 53 оптовика. Ваша АКБ за месяц составила 253 клиента. Но всего у вас, за все время работы, совершало хоть одну покупку 1350 клиентов. Это ваша ОКБ - Общая Клиентская База.
В чем отличия АКБ и ОКБ, какой период для расчета АКБ выбрать, для чего увеличивать АКБ, что такое База потенциальных Клиентов, кто такие Целевые клиенты - рассмотрим далее.
АКБ и ОКБ - отличия
ОКБ - все клиенты, сработавшие хоть раз за все время продаж. АКБ - клиенты, сработавшие за определенный период времени. Логично, что АКБ не может быть больше, чем ОКБ. Часто АКБ существенно отстает от ОКБ, особенно у компаний, давно работающих на рынке, так как часть клиентов перестает работать с вами, часть закрывается, с некоторыми клиентами вы прекращаете работать (например, со злостными неплательщиками).
В АКБ попадают все сработавшие за период клиенты: новые, сработавшие в первый раз и действующие, которые ранее у вас уже закупались и которые снова сделали закупку в новый период.
Новые клиенты автоматически попадают и в АКБ и в ОКБ. А "старые", которые с вами уже работали, сработав в следующем месяце АКБ увеличивают, но на ОКБ не влияют. ОКБ пополняется только в момент первой покупки нового клиента.
База потенциальных клиентов, целевые клиенты
В контексте рассмотрения вопроса клиентской базы, следует рассмотреть термин Потенциальная КБ (база потенциальных клиентов, сокращенная аббревиатура для этого термина на рынке не распространена) - это база клиентов, которые по ряду своих характеристик, потенциально могут стать вашими клиентами, но которые еще ни разу у вас не закупались. А значит они еще не попадают в ОКБ и АКБ.
Например, вы поставляете сельхозудобрения, вашими потенциальными клиентами будут сельхозпредприятия: фермерские хозяйства, агрохолдинги и т.п. Или у вас мужская парикмахерская - значит ваша база потенциальных клиентов, это мужское население города.
В числе потенциальных клиентов, можно выделить более целевых клиентов и менее целевых. Для мужской паркмахерской потенциальными клиентами будет все мужское население города, плюс приезжие. Но более целевой КБ будут мужчины и подростки, проживающие в близлежащих районах города. А самыми целевыми - проживающие или работающие рядом с парикмахерской.
Активная клиентская база (АКБ) - как посчитать
Как посчитать Активную Клиентскую Базу? Берем из программы учета статистику продаж за период (например, за месяц) в разрезе клиентов. Количество купивших клиентов - это и будет АКБ (активная клиентская база) за этот период.
Считать нужно по факту отгрузки со склада, а не оплаты. Так как часть клиентов может работать с отсрочкой платежа и оплату произвести позднее. Но так как товар им был отгружен, то такие клиенты должня попадать в АКБ.
АКБ можно считать в целом по компании, а также по структурным подразделениям и территориям: АКБ по отделам, АКБ по филиалам, АКБ по торговым командам, АКБ по городам, АКБ по федеральным округам и т.д.
Можно считать АКБ по категориям продуктов (например, АКБ по молочке или заморозке) и АКБ по отдельному товару (например, АКб по кофеваркам: всего за месяц в компании закупилось 275 клиентов (соответственно общая АКБ равна 275 клиентам), но только 52 из них купили кофеварки, АКБ по кофеваркам будет равна 52).
Период для расчета АКБ
За какой период времени считать АКБ? Выбор периода для расчета АКБ каждая компания определяет самостоятельно, опираясь в первую очередь на среднюю периодичность закупок своих клиентов. Чаще всего используется для расчета АКБ период в один месяц. Он применим для всех регулярных продаж, например для FMCG. Если клиент совершил хотя бы одну покупку за последний месяц, он попадает в АКБ.
Но период может быть и другим: 2 месяца, 3 месяца и даже год и более. Скажем, при продаже башенных кранов, где каждый месяц один и тот же клиент новый кран не покупает. Но если клиенту, купившему кран мы продаем еще ежемесячно регулярные услуги по его обслуживанию, то АКБ можно считать за месяц. А можно считать АКБ по продаже кранов и АКБ по продаже услуг по отдельности. В общем, в каждом бизнесе есть свои нюансы и определение периода для подсчета АКБ - это всегда индивидуально.
Увеличение АКБ
Исходя из определения, становится очевидным для чего необходимо увеличение АКБ:
1. Для увеличения продаж. Чтобы увеличить продажи, нужно увеличить количество купивших клиентов и их средний чек. АКБ - это количество сработавших клиентов. Поэтому прирост АКБ, без снижения среднего чека, автоматом ведет к росту продаж. Принципиально неважно - новые клиенты или действующие дали рост АКБ.
2. Для снижения рисков. Чем больше клиентов в АКБ, тем меньше зависимость от отдельно взятого клиента.
3. Для увеличения продаж действующим клиентам за счет повышения качества управления клиентской базой. Ведь сделать повторные продажи обычно легче и дешевле, чем привлечь нового клиента. У вас уже есть контракт, клиент уже совершил как минимум одну покупку, знает ваш продукт, схему отгрузки и т.п. Продать повторно ему легче. Поэтому увеличивать АКБ за счет ранее сработавших клиентов - это логично и выгодно.
Полезные ссылки:
Увеличение b2b-продаж: повысить качество управления клиентской базой