Назад к списку

Миссия не книжная тема. Для чего Миссия предприятию?

Для многих Миссия компании - книжное понятие. Это не так! Для чего же нужна миссия предприятию

Давайте разберем на простых примерах, для чего сотрудники должны понимать смысл своей работы? Как это поможет развитию бизнеса? В чем главная причина ручного управления? Почему собственники и ТОПы зарываются в рутине? Почему сотрудники безинициативны? Никто не берет на себя ответственность? 

А главное, как это исправить? И при чем здесь Миссия и Ценности предприятия? Почему Миссия и Ценности это не абстракция, не книжная тема, а рабочий прикладной инструмент долгосрочного развития бизнеса? 


Часто слышу, Миссия и Ценности это книжная тема, может где и работает, но точно не у нас в компании. Публикуемые опросы подтверждают. Только около 30% компаний осознанно используют миссию и ценности как инструмент для развития бизнеса. 

Давайте разберем на простых примерах так ли это? Бизнес это командная работа, верно? Возьмем самую популярную командную игру - футбол. Тем более, что после чемпионата мира 2018 в России не осталось тех, кому хотя бы приблизительно не понятны правила этой зрелищной игры. 

Итак, на поле играет 11 игроков. Теперь давайте представим, что никто из игроков не знает Цель игры. Ну или только капитан и его два, три помощника. Остальные семь игроков не знают конечной цели игры. А еще, они не знают правила, по которым игра проводится. 

Нонсенс скажите вы. Конечно все игроки команды, даже запасные, должны знать и цель игры и правила. Так почему же 70% компаний в бизнесе работают не зная цели и правил. Ведь цель игры в футболе – это в бизнесе не что иное, как миссия. А правила – это ценности по которым живет компания. И логично, чтобы все сотрудники, включая кандидатов на вакансии, знали бы Миссию и Ценности! 

Многие скажут, что сотруднику выдают должностные инструкции, говорят что нужно делать и этого достаточно

Рассмотрим другой пример. Рабочий роет траншею. Ему дали лопату, сказали как лопатой пользоваться. И он начал рыть. Роет траншею, но не знает для чего. Ему платят за то, чтобы вырыл траншею. Это, как в том анекдоте: копать отсюда и до заката. Допустим ему даже сказали где и докуда должна пройти траншея. Все равно, в процессе работы, может возникнуть масса вопросов. И если рабочий не знает "ДЛЯ ЧЕГО" он роет траншею, то любое затруднение будет сопровождаться остановкой и обращением к начальнику за разъяснениями. Это и есть знакомое всем ручное управление, когда подчиненные по любому малому вопросу идут к начальству. Почему? Потому что работа не наполнена смыслом. Не понимая смысл работы, не понимая "для чего" он роет траншею, как правильно рабочему выполнить работу? 

Не зная для чего траншея, неясно какой глубины, ширины, длины она должна быть. Как стоит огибать препятствия. Если под воду, то нужно рыть глубже, чтобы зимой труба не промерзла. Если под слив, нужен наклон. Может под кабель, или под фундамент, фундамент чего? Дома, забора, многоэтажки? Рабочий, понимая смысл работы, понимая для чего нужна траншея, способен самостоятельно принимать правильные управленческие решения. И не дергать начальника каждую минуту. 

Если подняться с уровня рабочего, на уровень собственника бизнеса, то смысл, о котором мы говорили, главная цель деятельности всей компании, это и есть миссия. Та главная эволюционная цель, ради которой ежедневно трудятся все сотрудники. 

Если никому в фирме не понятно для чего? То отсюда: ручное управление, отсутствие инициативности, глаза "не горят", никто не берет ответственность на себя, инициативные сотрудники увольняются, руководство "тонет" в текучке, на развитие времени не хватает из-за постоянного "тушения пожаров". 

Я уверен, для развития компании, ключевая задача - это создание идеологии. Идеи в которую верят, которая вдохновляет и объединяет, во имя которой совершаются подвиги. Ни для кого не секрет, что ради денег настоящие подвиги не совершаются. 

Это актуально на любом уровне. На уровне государства, корпораций, среднего и малого бизнеса. Везде работает одинаково. Если хотите объединить людей, повысить уровень ответственности, настроить на великие дела – работайте над идеологией своего бизнеса. 

И прикладной инструмент – это Миссия и Ценности компании!


Ссылки на полезные материалы: 

Разработка и внедрение Миссии организации

Проведение стратегических сессий

Примеры Миссий компаний по сферам деятельности