Сетевой ритейл усиливает свое присутствие в регионах. Какие риски это несет местному бизнесу?
Сетевой ритейл активно развивается и семимильными шагами идет в регионы. «Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Красное и Белое», АШАН, О’КЕЙ, «Лента» и другие бренды становятся привычными для жителей все большего количества городов России.
Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли субъектов Российской Федерации выросла с 18,4% в 2011 году до 27,2% в 2016-м. Растет и обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (гипермаркеты и супермаркеты) на 1000 человек населения — с 128,1 кв. м в 2011 году до 219,5 кв. м в 2016-м. Это официальные данные Росстата России.
Какие проблемы несет местному бизнесу активное региональное развитие федеральных сетей?
Под удар в первую очередь попадают независимая традиционная розница и дистрибьюторы FMCG. Покупатель уходит в сетевые магазины, привлекаемый низкими ценами, акциями, сбалансированным ассортиментом. Открытие сетевых торговых точек сопровождается масштабной маркетинговой поддержкой. Оповещается местное население, устанавливаются «желтые ценники» почти на весь ассортимент, низкие «демпинговые» цены держатся от месяца до двух. Независимая розница с аналогичным ассортиментом в этих условиях практически лишена шансов на выживание.
Открытие сетевого магазина приводит к закрытию одного-двух рядом стоящих местных магазинов. А открытие гипермаркета «выжигает» вокруг до четырех-пяти торговых точек. Я сам, работая в дистрибьюторской компании, был свидетелем, когда после открытия в Краснодарском крае одного из гипермаркетов «Магнит» в течение двух месяцев вокруг закрылось семь торговых точек, стабильно работающих до этого несколько лет.
Сокращение активной клиентской базы становится основным ударом для местных дистрибьюторов. В некоторых городах база независимой традиционной розницы за последние годы сократилась в два-три раза. Как следствие, продажи дистрибьюторов падают. А за ними и прибыль.
Логистика местных дистрибьюторов для поставки в федеральные сети не востребована. Ритейл активно развивает собственную, создает распределительные центры, старается решать вопрос за счет производителей. По факту из товаропроводящей цепочки «Производитель — конечный потребитель» дистрибьюторы и местная розница просто исключаются. И сбытовая схема выглядит так: производитель — сеть (поставка на распределительный центр или поточечно).
Конечно, закрылась не вся независимая розница. Однако для обслуживания оставшейся прежнее количество дистрибьюторов становится излишним. Уже сейчас часть из них перепрофилировалась или закрылась. У работающих возникает дефицит оборотных средств.
Дополнительная проблема для дистрибьюторов — ценовой демпинг сетей. Речь идет об акциях, к примеру, «2+1» или «скидка более 50%», когда цена товара в гипермаркете становится ниже отпускной цены дистрибьютора в регионе. Оставшаяся независимая розница начинает закупать ходовой, объемообразующий товар в гипермаркетах. У дистрибьютора производятся ассортиментные дозакупки. Ломка ценовой модели не радует производителей, но риск потерять место на полке в сети вынуждает их согласовывать такие акции.
По всем признакам данный тренд будет лишь усиливаться. Сети уже не ограничиваются областными центрами и активно идут в малые города. Нарастает конкуренция и между сетями. Практически во всех крупных городах можно увидеть, как на одном проходном «пятачке» соседствуют два-три сетевых магазина.
Что делать местному бизнесу? Для начала реально оценить складывающуюся ситуацию на рынке и понять суть происходящих изменений. Как говорится: «Предупрежден — значит вооружен!». Трезво выявить риски для своего бизнеса и выработать стратегию дальнейшего развития. Варианты есть, главное — не доводить бизнес до похорон, а действовать на упреждение. Ведь время перемен — это всегда время больших возможностей. Вопрос только, кто ими воспользуется.
Об авторе:
ШВЕДОВ Александр, управляющий партнер консалтинговой компании «Стратегическое решение» (re-shenie.ru), эксперт в области дистрибуции и стратегического развития бизнеса. Прошел путь от рядового менеджера до топ-руководителя известных российских компаний. 25 лет в продажах и управлении. Шесть лет развития собственного бизнеса. Бизнес-консультант. Ведущий онлайн-практикумов для собственников и руководителей. Разработчик авторских методик по развитию бизнеса.
Источник: Журнал "БОСС" №02 2018г.